четверг, 4 марта 2010 г.

Фестиваль "Зарождение жизни"

Суть фестиваля – показать служение человека Природе, служение радости, служение свету, служение образованию.
Для этого проводятся ЯгРы, ежегодные большие научно-культурные фестивали, которые организуют Международное научно-культурное движение «Северная традиция», Международный клуб учёных и Международная федерация шейпинга. Само слово «ЯгРА» происходит от Яг’я (служение, жертва) и РА (Свет) – служение Свету. В Большом фестивале много направлений. С некоторых пор в нём участвуют художники. И, скажу вам сразу, не очень просто объяснить творцу, что должен быть здесь … прикладной аспект – здесь, в этом фестивале.
Обычно художник выражает себя или своё отношение к чему-то. А здесь ему нужно думать о других людях, сотворить такое произведение, которое будет оказывать помощь тому, кто попал в сложную ситуацию в своих взаимоотношениях с природой или с другими людьми.



Это фестиваль психологической или, как теперь уже говорят организаторы Большого фестиваля, – научной живописи. Точно также в его рамках проводятся и фестивали научной поэзии и музыки, которые именно для этого и предназначены изначально: помочь человеку развиваться в природе. И мне кажется, что это и есть самое первое, древнее, изначальное предназначение любого произведения, которое делает человек – помочь самому себе и помочь своему ближнему жить, выжить и взаимодействовать с окружающей природой, с окружающей средой и с окружающим обществом, тем более всё это сейчас так уплотняется.
И вот, художники пришли и захотели участвовать отважно. Отважно, потому что им надо было послушаться правил, что для художника практически и не нужно… он пишет как он слышит, и, вдруг, правила! – и потому были волнения, потому ломалось внутри что-то, поэтому всё бросалось и уходило, и потом возвращалось…
Самый лучший подарок для нас – это то, что фестивали стали регулярными, а художники стали звонить нам, говорить, что у них появился стимул творческий.
Мы понимаем, наверное, очень трудно перед белым листом… ответить себе на вопрос: зачем и что я собираюсь сделать.
А здесь вдруг образовалось какое-то «пространство нужности», где картины работают вместе с людьми, и это им помогает.
Теперь у нас в году уже четыре фестиваля, и этот – первый Осенний.

От «я сам» к «я – вам»

И я хочу пояснить, почему трудно художникам, почему сегодня , во время вернисажа, практически все художники попрятались по домам, почему они ужасно трясутся, волнуются… Когда были первые фестивали – на открытие пришли все авторы, каждый хотел узнать КТО? КТО ПЕРВЫЙ? ПОЧЕМУ?



Сегодня мы звонили художникам, они все «лежат на дне». Особенно мужчины. Храбрая художница пришла, Ольга Жаркова, которая написала картину, которая ещё и номер получила 13, но она постояла-постояла и говорит, что просто падает, потому что температура, и тихо убежала…
Но пришли и Нина Патова, и Ольга Макарова, Шахматов Юрий Александрович пришёл – есть ещё храбрецы!

Движется Солнце, а за ним - Жизнь




Итак, я покажу вам маленький график, как Солнышко движется по небу, и на этом графике – все наши фестивали.
Самый яркий и самый понятный фестиваль – Летний, это фестиваль Летнего Солнцестояния. На самом деле, 21 и 22 июня самое яркое Солнце, все больше всего радуются, все скачут, все прыгают, немереное количество энергии…
Фестиваль художников, самый первый, и родился летний. Он назывался «Торжество света».
После него организаторы Большого фестиваля «ЯгРА – 2006» сказали, а почему бы вам не попробовать сделать такое… – и нас окунули в самый сложный фестиваль, фестиваль Чёрного Солнца, фестиваль, когда зимой, 22 декабря, Солнце находится на самом «дне», когда человеческие силы и возможности находятся на самом минимуме, когда день наш – самый маленький, а ночь самая большая. И когда человек более всего подвержен психологическим, стрессовым нагрузкам.
Мы предложили художникам тогда идею: написать, нечто похожее на то, как Орфей спускается за умершей Эвридикой вниз, «в царство мрачного Аида», но обязательно в картине должна быть надежда, Орфей должен понимать, что можно вывести оттуда Эвридику за собой. Это другой уже вопрос: оглядывался на деле мифический Орфей или не оглядывался, вывел или не вывел. Наша задача была точно поставлена.
Художники очень сложно её восприняли, а Слава Сухоруков, который первое место потом занял, даже заболел: так проникся идеей. Так спустился ощущениями туда, что пропал на целый месяц. Оказывается – лежал в больнице. Вышел, сказал – «Я это сделал» – и приволок огромную по нашим меркам картину «Солнцеворот», на большой доске.
Теперь эта картина, как и все работы, занявшие первые места в разных фестивалях, находится в галерее Международного научного общественного объединения «Северная традиция».




На нашем Осеннем вернисаже присутствует Анатолий Павлович Смирнов, вице-президент Международного клуба учёных, он представляет научную, физическую, идеологию фестиваля «ЯгРА». Так что я как на экзамене волнуюсь, рисуя вам графики. (А Анатолий Павлович, на самом деле, нас подбадривает: «Не волнуйтесь», – смеётся).

Мы ощутили движение времени

Зимний фестиваль художников получил название «Рождение света».
Через год, в 2007-м, после второго зимнего фестиваля, организаторы затеяли весенний – «Возрождение жизни».
«Успеют художники принять в нём участие? Смогут?» – спросили нас. – «Смогут!» – пообещали мы, а сами уже поняли, что будет: будет четыре фестиваля, на все опорные точки года!
Не прошло и трёх месяцев после Весеннего, как настал Летний фестиваль, а художники уже спрашивали, будет ли Осенний и какое задание!
Задание! Идею Весеннего фестиваля показать было не очень сложно - должен был «расти росток». Энергия картины должна была поднимать зрителя из ранней весны в весну и лето, т.е. вектор должен быть направлен вверх, и у человека, который смотрел бы на эту картину, поднималось бы настроение, силы росли, как будто бы он витамины ел.

Комментариев нет:

Отправить комментарий